?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
доклад Б.В. Кондакова "Конец филологии"
п
yasnookaya
Декан филологического факультета Пермского классического университета открыл конференцию докладом «Конец филологии». Название оказалось настолько претенциозным, что слушать Бориса Вадимовича Кондакова пришли буквально все преподаватели и студенты старших курсов факультета.

  



В настоящее время, по мнению декана, мы переживаем цивилизационный кризис. Мы привыкли считать себя уникальными, но это, конечно, не так. Кризис, который мы переживаем сейчас, третий по счёту. Первый случился во времена Сократа и Конфуция, когда цивилизационное общество перешло от культуры традиций к культуре слова. Случилось это примерно в 5-4 веке до н.э. Учитель и ученик находились тогда в родственных отношениях: учитель – духовный родитель. Именно в это время сформировалась система образования, в которой учитель и ученик находились в диалоге, процесс познания происходил совместно. События того времени сопряжены с появлением письменных текстов. Появление текстов влекло за собой необходимость их обработки и адаптации. Появилась филология.

Следующий этап кризиса, а значит, развития культуры произошёл вместе с переходом от культуры слова к книжной культуре. Центром стала являться книга. Роль учителя модифицировалась, теперь он не участник диалога, а посредник между учеником и книгой, переводчик. В этот момент возрастает роль филологии как искусства толкования текста. Отношение к книге значительно отличалось от того, что существует сегодня. Во-первых, антирыночое отношение. Книгу можно было завещать, подарить, книгами можно было обменяться. Конечно, книгу можно было купить, но за немыслимые деньги. Книга в этот период становится духовной недвижимостью – она занимает второе место в завещаниях после особняков и деревень. Либо первое место, если особняков и деревень в завещании нет. Филология в это время обеспечивает объяснение написанных текстов, их публичность и критику, позволяет индивидуализировать знания.  

  Третий кризис  пришёлся на конец 20 – начало 21 века. Основную роль здесь сыграло появление Интернета и так называемой «экранной культуры». Кризис выражается в том, что от культуры знаний мы уходим в эпоху информации. Задача обучения сейчас не получение знаний, а ориентация в информационном мире. Борис Вадимович особенно остановился на том, как современные студенты и школьники сдают экзамены. Они, говорил Б.В. Кондаков, выдают преподавателям заученные тексты из Интернета, а мы делаем вид, что это и есть знания по предмету. Ученики не способны продуцировать новый текст, они компилируют его из старых, выхваченных штампов и фраз, где-то услышанных и увиденных. Для ученика сегодня огромной проблемой является расположить события истории в хронологическом порядке. Для него существует настоящее и прошлое, но не в причинно-следственной связи и логике развития. Есть то, что является настоящим и недавним прошлым. Остальное существует в безграничной плоскости: Иван Грозный где-то до Ленина, а Александр II, наверное, до Ивана IV, который был после Ивана Грозного.  Апелляция к традиции играет всё меньшую роль.

  Были произнесены страшные и страшно популярные словосочетания типа порхающее внимание, сканирующее восприятие, клиповое мышление и иероглифизация сознания. 

  Порхающее внимание: ученик не способен концентрировать внимание на предмете дольше 20 минут (к слову, для ребёнка 2-5 лет 15-20 минут тоже предел при выполнении однообразной работы). У современного молодого человека существует потребность в постоянных раздражителях, он достаёт телефон каждые 5 минут, смотрит на картинку/время/заходит в соц.сети часто совершенно бездумно, по инерции. Это как наркотик, он успокаивается, приняв дозу подобного раздражителя.

  Сканирующее восприятие: видя основной объект, молодой человек «считывает» немалое количество контекстной информации, запоминает часто не основное, а второстепенное, не имеющее отношения к сути основного объекта.

  Иероглифизация сознания: в письменной речи, помимо букв, появляются символы, которые сродни разве что иероглифам, они передают эмоциональное состояние пишущего, всё чаще набирающего текст посредством клавиатуры (^_^). Текст становится визуальным, письменность исчезает. Как, впрочем, исчезает и устная речь. Мало кто сегодня способен говорить долго и при том связно…

  Итак, в культуре наступает этап новой бесписьменности. Мы возвращаемся к фольклорным текстам (вот тебе, бабушка, и изучение дискурса). Тексту сегодня всё более присущи: анонимность (kotik1989 прислал Вам личное сообщение), имперсональность (сообщества «истина где-то рядом», «трахни нормальность» и «великие мысли»), вариативность, составление из готовых блоков, как когда-то была «собрана» «Повесть временных лет». Филология начинает утрачивать письменный текст как объект исследования, - таков печальный вывод Бориса Вадимовича. Потенциал, заложенный в филологии в момент её формирования, в настоящее время оказался исчерпанным. «Мы находимся у некоего порога, который предполагает переосмысления практические и теоретические», - закончил Б.В. Кондаков.


  Возражая К.Э. Шумову, Борис Вадимович отметил, что его доклад вовсе не плач по опавшим листьям. А мне думается, плач, но не по опавшим, а по опадающим. Проблема не в нас, с нашим порхающим вниманием и прочими порочащими характеристиками, вернее, не всегда в нас. Мало сократить количество аудиторных лекционных часов, вводя новую систему образования. Нужно научить молодых людей учиться. Мало приказать всем преподавателям писать УМК и готовить презентации. Требуется совершенно иная логика подачи материала. 
  Мы концентрируемся на короткие промежутки времени, но не стали запоминать меньше. Часто все наши знания не укладываются в систему, и это тоже не наша вина. Не имея структуры, каркаса, знания находятся в хаосе. Впечатление, что все видят проблему, но не знают, что с ней делать. Конечно, мы говорим на разных языках с нашими старшими преподавателями. Им не объяснишь, что такое хэштег и почему каждый день мы тратим от часа времени на переписку в соц.сетях. Но без вас, дорогие наши преподаватели, мы рано или поздно поймём, что совершенно ничего не понимаем, и останется нам ставить like и, может, изобретённый dislike для разнообразия.


  • 1
спасибо. Борис Вадимыч обозначил какие-то выходы?

упф. Сократа и Конфуция разделяет добрая сотня лет (но это не важно)

Борис Вадимович, думаю я, не плакал по листьям (ни по каким): сам это обозначил после выступления Шумова и доклад его это не предполагал.

да, он отразил проблемы. да. но и методы избежания попытался назвать.
скажем, не без его мнения закрыли заочное отделение филфака (а это не сокращение умов, а "чистка"). как человек, выступающий за тоталитаризм, считаю подобную "чистку" прогрессивной. однако подобные действия должны быть подкреплены государством (в нашем случае государственную власть не пробить ни штыком, ни копьем).

Борис Вадимович сказал об изменении, которое сейчас остановить невозможно. всё будет просто иначе, ПО-ДРУГОМУ, а как это будет, можно только предполагать. думаю, что Б.В. не остановился на своих размышлениях. По его глазам видно, что он хитрил, выбирая тему доклада. Доклад этот не выступал как пропаганда, не выступал и как провокация и уж точно не был симулятивным.

когда я только зашла в аудиторию, один преподаватель (не буду называть имени) громко всех спрашивал: "чего пришли? филологии-то конец" (глупо, провокационно и пустозвонно).

и еще.

это только НАЧАЛО,

Спасибо огромное за пост!

Жалею, что не была на конференции.

Задумалась и ушла мыслить цитатами.

Что-то мы очень важное потеряли. Тех очаровательных остроязыких мальчиков из "Покровских ворот".

и где эти мальчики...

Конец филологии - это хорошо, как и смерть желудя

Филология растворится до нуля, не примет в себя новые направления или не сольется, пусть без экстаза, с новыми парадигмами. Содержание этой самой конференции, на которой выступил Борис Вадимович, - подтверждение. Российские гуманитарные науки отстали от Современности лет на десять, не меньше. Лучшие работы по литературоведению - это уже социология, психология, философия, лингвистика или нарратология. Лусшие работы по лингвистике - это когнитивистика, социальная психология. И т.д. Филология родила из себя новые науки - и уйдет в небытие. Другое дело - система образования. Прежняя не годится, а новая - не до конца оформилась. Демонстрация слайдов или файлов из ютуба - это костыли для неизлечимого инвалида, не более. Проектный подход - это постмодернистская ловушка, ибо не предполагает теоретического осмысления.Без смыла нет ни науки, ни жизни. Отсюда и edutainment, которых и психологически, и педагогически оправдан. Академизм - это занудство и гордыня. Проблема только (!!!) в границе между развлекательностью, познавательностью и практическими навыками...

Re: Конец филологии - это хорошо, как и смерть желудя

мне нравится!

  • 1